Сегодня у нас в гостях Ирина Худякова — маркетолог-стратег и интернет-маркетолог, руководитель проекта #кухнямаркетолога и бизнес-игры “Проживая роль клиента”, автор и создатель «Проектного дневника». Ирина поделилась с нами историями из своей 12-летней практики в маркетинге и продажах и рассказала о буднях консультанта по маркетингу.
Кто такой консультант по маркетингу? Какие задачи помогает решить маркетинг-консультант?
Давайте сразу на примере. У меня был клиент, производитель мебели, у которого в штате были свои маркетологи. Они были профи в своем деле, но, как и у любых специалистов, со временем глаз «замыливается». Идет погружение в рутинные вопросы и бесконечные отчеты. Специалисты компании уже не видели выхода на другие сегменты рынка, реклама была с wow-эффектом, но уже не давала тех результатов, что раньше. Тогда руководство приняло решение найти эксперта-консультанта. Задача консультанта — найти слабые места, проанализировать текущую ситуацию в компании, посмотреть на продукт с разных сторон. Он помогает хорошо разобрать поведение потребителей и выполняет много еще каких функций, все зависит от специфики бизнеса.
Как происходит работа консультанта по маркетингу и сколько времени она занимает?
Работа консультанта может происходить в любом формате — личная встреча, созвон, выезд в компанию заказчика, email и так далее. Работа может занять от 1 часа и до тех пор, пока не будет решен вопрос. Консультант может разработать под нужды заказчика стратегию, подобрать пути решения и даже сам ручками начать их делать. Отчётность, конечно, всегда присутствует. Это может быть письменный отчет, аудио, видео со всеми показателями.
Когда бизнесу необходимо обратиться к маркетинг-консультанту? Нужен ли он, если есть свой маркетолог в штате?
Я рекомендую обратиться к консультанту тогда, когда вы на старте, так у вас будет меньше финансовых потерь. Очень часто не обращаются к консультанту из-за того, что думают, это дорого и не окупится. Но это не так, хороший эксперт сэкономит бюджеты при запуске. У меня так бывает каждый раз. Когда приходят стартапы и хотят запустить свой проект, а в итоге после работы с ними, они понимают, что чуть не совершили ошибку.
Если же компания уже имеет маркетолога в штате, то консультант нужен, как я выше сказала, чтобы увидеть слабые места, помочь вырасти внутри как самой компании, так и штатным маркетологам. В моей практике часто бывает, что штатные маркетологи начинают еще дополнительно раскрывать себя и для меня это важно. С ними мы начинаем работать в тандеме. Правда, бывают такие, которые боятся потерять свое место и всячески позорят себя и приглашенного эксперта. В таком случае я стараюсь объяснить, что не враг. Моя задача — помочь ему как маркетологу вырасти внутри компании. И вместе мы работаем на общий результат. Главное говорить, а не строить сплетни за спиной.
На что обращать внимание при выборе консультанта?
Люди не ждут чтобы вы красовались перед ними, им важно, чтобы их услышали.
Если пару лет назад можно было смело сказать, что выбирать нужно по кейсам, то сейчас время изменилось. Кейсы могут быть фейковые, а в некоторых случаях заказчики связывают консультанта обязательством неразглашения, особенно когда создаешь для них стратегию. Я всегда предлагаю такой вариант — выйти на связь по скайпу, телефону или организовать очную встречу. Только учтите, что время у консультанта расписано и порой нужно ждать, чтобы попасть к нему. Когда я общаюсь с клиентами то, как правило, я больше слушаю чем говорю — это главное отличие экспертов. Люди не ждут чтобы вы красовались перед ними, им важно, чтобы их услышали. Пообщавшись с экспертом, вы поймете, что он не говорит заумными фразами, а объясняете на пальцах — шаг 1, шаг 2, шаг 3…. Эксперт всегда заинтересован вывести ваш проект на новый уровень, дилетант всегда думает о том, как бы себе заработать красивый кейс.
Расскажите о ярких примерах среди ваших клиентов, в чем была ошибка бизнеса
Бизнес — это как ребенок, как вы в него вложите ресурсы, таким он и вырастет.
У меня много ярких проектов из разных сфер. Но, наверное, самый такой яркий — это магазин винотека. Когда клиент открывает винный бутик, то прежде чем делать такой шаг, нужно четко осознать, кто его потребитель. А многие открывают и думают, что сейчас к ним будут ходить друзья и знакомые. Первое время после открытия все идет хорошо, но вот потом бизнес начинает приносить убытки. Потому что место выбирается слишком невыгодное, с позиции трафика. Идут большие деньги на дизайн, на первый PR, четкой бизнес-модели нет, маркетинг в зачатке. Для многих маркетинг — это крутые фишки, посты в Инстаграм и «сделайте мне просто сайт с контекстной рекламой». Полное отсутствие стратегии развития проекта. В целом, я бы дала такой совет: бизнес — это как ребенок, как вы в него вложите ресурсы, таким он и вырастет.
И в конце интервью хотелось бы добавить: консультант — это не враг, не пустой звук, не модный тренд, он нужен для решения стратегических задач в любом проекте. С ним проект быстрее выходит на новый уровень.
Пожалуйста, оцените статью: