Сознательный капитализм — новый взгляд на бизнес от основателя сети Whole Foods Джон Макки и профессора Радж Сисодиа. В парадигме сознательного капитализма бизнес, в первую очередь, направлен не на получение прибыли, а на создание ценности для всех стейкхолдеров (прим. заинтересованных лиц) — клиентов, работников, поставщиков, инвесторов, общества и даже окружающей среды.
Мы считаем, что бизнес – это хорошо, потому что он создает ценности. Это этично, потому что он основан на добровольном обмене. Это благородно, потому что он способен возвысить наше существование. Это героично, потому что он вырывает людей из лап бедности и рождает процветание.
Капитализм свободного предпринимательства – самая мощная в истории система общественного сотрудничества и человеческого прогресса. Это одна из самых убедительных идей, которые когда-либо порождал человеческий разум. Но мы можем стремиться даже к большему.
Кредо сознательного капитализма, consciouscapitalism.org
Компании, которые придерживаются принципа сознательного капитализма, строят свой бизнес на 4 принципах:
- Высшая цель
- Интеграция заинтересованных лиц
- Сознательное лидерство
- Сознательная культура
Как расшифровывают 4 принципа бизнеса создатели движения Сonscious Сapitalism
Высшая цель
По словам профессора бизнес-школы Дардена от Университета Вирджинии и попечителя корпорации Сознательного Капитализма Р. Эдварда Фримана,
«Нам нужны эритроциты, чтобы жить (так же, как бизнес нуждается в прибыли, чтобы жить), но цель жизни — это больше, чем создание красных кровяных телец (так же, как цель бизнеса — это не просто получение прибыли). »
Хотя зарабатывать деньги необходимо для жизнеспособности и устойчивости бизнеса, это не единственная или самая важная причина существования бизнеса. Сознательные предприятия сосредотачиваются на своей цели за пределами прибыли.
Все мы нуждаемся в смысле и цели в нашей жизни. Это одна из вещей, которая отделяет нас от других животных. Цель активирует нас и мотивирует нас. Она заставляет нас вставать утром, поддерживает нас в тяжелые времена и служит путеводной звездой, когда мы отклоняемся от курса. Сознательные предприятия предоставляют нам это чувство смысла и цели.
Сосредоточив внимание на своей более глубокой цели, сознательный бизнес вдохновляет, привлекает и активизирует своих заинтересованных сторон. Сотрудники, клиенты и другие люди доверяют и даже любят компании, у которых есть вдохновляющая цель.
Интеграция заинтересованных лиц
Естествоиспытатель Джон Мьюр заметил, что «когда вы касаетесь одной вещи в природе, вы обнаруживаете, что она связана со всем остальным миром». Так обстоит дело и с бизнесом, который представляет собой сложную и взаимосвязанную сеть отношений.
В отличие от некоторых компаний, которые считают, что они существуют только для максимизации отдачи от инвестиций для своих акционеров, сознательный бизнес фокусируется на всей своей бизнес-экосистеме, создавая и оптимизируя ценность для всех своих заинтересованных сторон, понимая, что сильные и вовлеченные стейкхолдеры (прим. заинтересованные лица) приводят к здоровому, стабильному и устойчивому бизнесу.
Такие компании признают, что без сотрудников, клиентов, поставщиков, спонсоров, поддерживающих сообществ и жизнеобеспечивающей экосистемы нет бизнеса. Сознательный бизнес — это беспроигрышное предложение, которое включает в себя хорошую отдачу акционерам.
Сознательное лидерство
Роберт Гринлиф, автор «Руководителя слуг», заметил, что «хорошие лидеры должны сначала стать хорошими слугами».
Сознательные Лидеры сосредотачиваются на «мы», а не на «я». Они вдохновляют, способствуют трансформации и раскрывают лучшее в окружающих.
Сознательные Лидеры понимают, что их роль заключается в том, чтобы служить цели организации, поддерживать людей в организации и создавать ценность для всех заинтересованных сторон организации. Они признают целостную роль культуры и целенаправленно культивируют сознательную культуру доверия и заботы.
Сознательная культура
«Культура ест стратегию на обед». Известный гуру управления Питер Друкер не выбирал выражения, и он знал, как идентифицировать и сформулировать ключи к успеху в бизнесе.
Культура — это воплощенные ценности, принципы и практики, лежащие в основе социальной структуры бизнеса, которые пронизывают его действия и соединяют заинтересованные стороны друг с другом и с целями компании, людьми и процессами.
Сознательная Культура способствует любви, заботе и включенности и укрепляет доверие среди членов команды компании и других заинтересованных сторон. Сознательная культура — это энергичная и объединяющая сила, которая действительно претворяет сознательный бизнес в жизнь.
6 ценностей Whole Foods Market
По убеждению Джона Макки, большинство успешных предпринимателей создают компании не ради максимальной прибыли (хотя, конечно, они хотят зарабатывать деньги), а ради того, что их вдохновляет, заставляет двигаться вперед – ради некой важной цели. В конечном итоге она сводится к тому, чтобы сделать жизнь людей лучше.
Рассмотрим, как принципы сознательного капитализма отражаются в ценностях сети супермакетов органического питания Whole Foods, сооснователем которой Джон Макки является.
Стейкхолдеры | 6 ценностей Whole Foods Market |
Клиенты и общество | «Мы продаем натуральные и органические продукты высшего качества» |
Клиенты | «Мы удовлетворяем и радуем наших покупателей» |
Сотрудники | «Мы содействуем росту и счастливой жизни участников команды» |
Поставщики | «Мы создаем взаимовыгодное сотрудничество с нашими поставщиками» |
Акционеры и инвесторы | «Мы создаем прибыль и процветание» |
Окружающая среда | «Мы заботимся о наших сообществах и окружающей среде» |
В этих ценностях отражена забота компании обо всех заинтересованных лиц, обществе в целом и окружающей среде.
Альтернативный подход к цели бизнеса
Тем не менее, не обходится без критики подхода «бизнес не ради прибыли». Альтернативное сознательному капитализму мнение было озвучено Милтоном Фридманом. В отличие от приверженцев сознательного капитализма, Фридман выделяет только одну группу, интересам которой служит бизнес — владельцев бизнеса. Единственная цель бизнеса — увеличение прибыли для своих акционеров.
В свободной экономике у бизнеса существует одна, и только одна, социальная ответственность – использовать свои ресурсы и осуществлять действия, направленные на увеличение его прибылей до тех пор, пока это отвечает правилам игры, т.е. участвовать в открытой и свободной конкуренции без обмана и мошенничества.
Милтон Фридман, «Капитализм и свобода», 1962 г.
Расходы на поддержание высоких стандартов качества, создание благоприятной среды для сотрудников, помощь сообществам и защиту окружающей среды приходится закладывать в цену товаров. То и дело посетители Whole Foods жалуются на высокие цены. И даже когда Amazon приобрел сеть супермаркетов и снизил цены, они все еще остаются выше, чем у конкурентов. С другой стороны, создание имиджа компании, которая заботится о том, чтобы делать мир лучше, а не преследует цель наживы, повышает лояльность существующих клиентов и привлекает новых. В результате чего растет стоимость акций корпорации.
Пожалуйста, оцените статью: