Покупатель и потребитель зачастую используются как абсолютно тождественные понятия. Клиент, он же покупатель, он же потребитель. Но отличия все-таки есть, как с юридической точки зрения, так и с точки зрения маркетинга.
Потребитель и покупатель: юридическая точка зрения
Обратимся к нормативно-правовым актам.
Согласно Гражданскому Кодексу Республики Беларусь:
Статья 424. Договор купли-продажи
п.1 По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление (далее для целей настоящего раздела – в собственность, если из существа обязательства и статуса стороны в обязательстве не вытекает иное) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
п. 5 К отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, энергоснабжение, контрактация, продажа недвижимости, продажа предприятия).
Статья 462. Договор розничной купли-продажи
п.1 По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, либо лицо, осуществляющее ремесленную деятельность или реализацию товаров на рынках или в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, в том числе разовую реализацию, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей»:
Статья 1. Потребитель — это физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Отличие 1. Покупателем может выступать как юридическое, так и физическое лицо, потребителем — только физическое.
Отличие 2. Если покупатель приобретает товар для нужд, отличных от «для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью», то он не является потребителем. Например, для последующей перепродажи.
Если покупатель приобретает товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, то он является и потребителем.
В большинстве случаев потребитель является покупателем, так как участвует в процессе купли-продажи. А вот покупатель — далеко не всегда потребитель, если покупает товар, например, для использования в предпринимательской деятельности.
Потребитель и покупатель с точки зрения маркетинга
В маркетинге также разделяют понятия покупателя и потребителя. В некоторых случаях потребитель и покупатель — это одно и то же лицо, но есть масса примеров, когда это разные люди (субъекты).
Потребитель — конечный пользователь товара или услуги. То есть это человек или организация, использующие товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.
Покупатель — лицо, приобретающее товар или услугу. То есть это человек или организация, которая оплачивает деньгами товар или услугу.
Потребитель потребляет, покупатель — покупает.
Когда покупатель и потребитель не одно и то же
- Самый простой пример — дети и их родители. Родители выступают покупателями игрушек, а дети — потребителями.
- Компания приглашает тренера по продажам для проведения семинара внутри компании. Компания выступает покупателем, а сотрудники отдела продаж — потребителями.
- Мужчина покупает ювелирное украшение для своей второй половинки в честь 8 Марта. Девушка в данном случае является потребителем, мужчина — покупателем.
- Девушка покупает подарок своему избраннику в честь 23 февраля. Теперь девушка выступает в роли покупателя, а потребитель — мужчина.
- Корм для собак. Хозяин покупатель, домашний питомец — потребитель.
- Сын покупает для своего отца путевку в санаторий на оздоровление после операции. Этот пример аналогичен вышеупомянутым.
А теперь сравним определения потребителя и покупателя, которые дает нам закон и рынок. Они разнятся. Разберем на примере покупки корма для собак. Закон о защите прав потребителей защищает хозяина собаки, который купил просроченный корм. Однако, с точки зрения маркетинга, хозяин собаки является покупателем, а не конечным потребителем.
Поэтому, когда вы читаете маркетинговые статьи, учитываете, что эти понятия используются с маркетинговой точки зрения, а не юридической.
На кого воздействовать в рекламе: на потребителя или на покупателя?
Итак, мы выяснили, что покупатели и потребители — это зачастую две разные аудитории. Грамотный маркетолог должно работать на два фронта, коммуницировать с обеими категориями, но доносить разные «месседжы» (послания). Разберем на примере курсов робототехники для детей и подростков. Промоутеры распространяют брошюры о курсах среди школьников. Основной посыл — интересные, увлекательные занятия в игровой форме, проведение конкурсов среди учеников с возможностью выиграть модный гаджет. Маркетологи размещают рекламные статьи на сайтах, где сидят потенциальные покупатели, то есть родители. Здесь уже другое послание — опытные преподаватели с педагогическим образованием, развитие логического мышления у детей, возможность оплаты в рассрочку и т.д. В таком случае эффект от маркетинговых активностей будет максимальным.
Пожалуйста, оцените статью: